Увеличить текст
для слабовидящих

«Шедевры на все времена»

 «Шедевры на все времена» - так называется цикл книжных выставок-галерей, которые в течение всего года готовит для своих читателей Детская библиотека №1 с целью дать детям возможность соприкоснуться с уникальными произведениями замечательных художников, познакомиться с жизнью талантливых людей, почувствовать волшебную силу искусства.

В октябре мы отмечали юбилеи двух знаменитых художников. Сотрудники библиотеки провелиэкспресс-беседы у книжных выставок, чтобы познакомить читателей с прекрасными мастерами кисти и привлечь внимание к их картинам.                                                                                                                                                                        

26 октября исполнилось 175 лет со дня рождения Василия Верещагина – выдающегося русского художника-баталиста, ещё при жизни получившего мировую известность. Он был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие военные будни, тяжесть и героику ратного дела.

Верещагин много путешествовал, участвовал в нескольких войнах. В боях Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают современники, часто бывал на волосок от смер­ти. Известен эпизод, когда он в одиночку, с саблей и револь­вером в руках, отбился от целого отряда степняков, что впо­следствии нашло отражение в картинах. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника - генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество - и это была единственная награда, от которой он не отказался.  Всю свою жизнь Василий Верещагин страстно ненавидел войну, её жестокость, смерть, которую она несёт тысячам людей. «Война войне» - стало девизом жизни и творчества «апостола человечности», как называли его современники. На картине «Апофеоз войны», художник изобразил пустыню, выжженную солнцем, жёлтые раскалённые пески, густую синеву неба. Вдали руины разрушенного и покинутого города, а на переднем плане пирамида человеческих черепов, изуродованных сабельными ударами, зияющих пустыми глазницами и страшными оскалами зубов, и вороньё над ней. Читатели узнали, что первоначально «Апофеоз войны» назывался «Апофеозом Тамерлана». В Азии издавна существовал обычай отрубать врагу голову и приносить её владыке в качестве трофея. Пирамиды из отрубленных голов впервые начали складывать при Тамерлане. Картина «Апофеоз войны» стала известна всей России. На раме картины Верещагин велел вырезать посвящение: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Верещагин так объяснял смысл своего шедевра: «Я сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны…».  В 1871 году, когда создавалась картина, не было ещё ни бомб, ни биологического и ядерного оружия, но в пустых глазницах черепов, обращённых с холста к зрителю, уже присутствовало предчувствие страшных событий ХХ века.                                                     Смерть свою В. Верещагин встретил, как солдат, на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося в 1904 году на мине в Японском море. Он погиб вместе с семьюстами матросами и офи­церами и в их числе — адмиралом С.О. Макаровым. Худож­ник разделил судьбу своих героев.

31 октября исполнилось 385 лет со дня рождения Яна Вермеера Дельфтского - выдающегося голландского живописца, непревзойдённого мастера камерного бытового жанра и пейзажей, впервые применившего метод живой вибрации света и воздуха. 
Правда, оценили искусство «Дельфтского сфинкса» только в середине XIX в., когда французский критик Т. Торе-Бюрже «застыл»  в гаагском музее, ошеломлённый мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Дельфта». Покорённый картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу - разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлёк этой идеей других ценителей искусства. 

Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять. 
Шедеврами Вермеера гордятся лучшие коллекции мировой живописи.

Ян Вермеер и Василий Васильевич Верещагин – художники разных стран, разных исторических эпох, разных жанров, но о каждом из них можно сказать словами И. Гёте:                 

«Увы, земной недолог путь,
И всё ж во власти человека –                                                                                                                                                                                               
Великое творя, шагнуть                                                                                                                                                                        
За рамки собственного века».

7 ноября 2017






Вернуться к списку новостей