В создании архитектурно-художественного ансамбля XVIII века принимали участие архитекторы К. И. Бланк, Ф. П. Казне, А. А. Менелас. В состав архитектурного комплекса входили особняк с двумя флигелями, который, по всей видимости был построен в период с 1783 по 1786 годы, церковь, театр и оранжерея. Перед домом был разбит сад.
Ансамбль усадьбы действительно впечатлял. Поэтому многие художники того времени стремились создавать свои шедевры в Яковлевском. Самый известный пейзаж, посвященный местным достопримечательностям, принадлежит кисти Ж.-Э.Свебаха и называется «Прогулка в парке». Он был написан во второй четверти XIX-го века и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.
Усадьбу и церковь посещали некоторые из Высочайших особ: в 1817 г. здесь побывала императрица Мария Феодоровна и Елизавета Алексеевна, а в 1826 г. - Великая княгиня Елена Павловна.
К концу 20-х годов XIX века М.П. Голицын разорился, и имение было продано. Начиная с этого времени, оно еще не раз меняло своих владельцев, последним из которых был генерал от инфантерии Христофор Христофорович Рооп, выходец из дворян Московской губернии, выпускник Императорской военной академии.
Главный дом Пехра-Яковлевского был построен в стиле раннего классицизма. Позже в XIX веке он подвергался значительным перестройкам, а в 1918 году сгорел и был восстановлен уже в виде трехэтажного корпуса, сохранившего лишь старые стены и отдельные фрагменты декора.
Изначально дворец представлял собой двухэтажное прямоугольное здание с бельведером, покрытое четырехскатной кровлей, позже увенчанной куполом. Оба фасада дворца были почти одинаковы. Один обращен к реке, а второй - в парк. Перед фасадом, обращенным в парк, располагался цветник, обсаженный акациями, от которого вверх уходила лестница. Садовый партер декорировала вереница статуй. Далее перпендикулярно линии фасада располагалась широкая площадка, на которой находился фонтан в виде трех нимф, поддерживающих на вытянутых вверх руках плоскую чашу. До сегодняшних дней фонтан не сохранился. К востоку от площадки по сей день существует четырехугольная полянка с небольшим холмиком. Пологий вход на него и крутой спуск указывают, на то, что это зимняя «катальная горка». Целый лабиринт липовых аллей располагался в этой части парка, а со стороны фасада, обращенного к запруженной реке, спускались вниз дорожки и аллеи цветущих кустарников. В начале XIX века были построены флигеля, соединенные колоннадами с главным дворцом. Позже были построены здания театра и оранжереи.Театр располагался в корпусе напротив церкви, а оранжерея – в противоположном конце усадьбы.
До сегодняшнего дня из сохранившихся сооружений усадьбы Пехра-Яковлевское в наименее искаженном виде дошла каменная церковь. Изначально она создавалась во имя Спаса Нерукотворного Образа. В основе здания церкви лежит круглая ротонда, к которой с двух сторон примыкают колокольни со шпилями, а фронтон фасада опирается на четыре ионических колонны. Стиль храма подчеркивает переход от барокко к более строгому классицизму.
В 1917 году усадьба была национализирована и в ней располагались различные советскиеучреждения. В 1929 г. там был открыт Пушко-Меховой институт, а в 1955 г. – Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного обучения – ВСХИЗО. В настоящее время находится в ведении Российского государственного аграрного заочного университета, признана памятником федерального значения и охраняется государством.