Город расположен на реках Пехорка и Горенка. Балашиха — бывший старинный центр текстильной промышленности (со времени основания города в 1830 году). В 2000-х годах производства двух ведущих фабрик уничтожены. Ударение в названии падает на предпоследний слог, впрочем распространен и второй вариант произношения — с ударением на втором слоге.
Территория, занимаемая ныне Балашихой, в Х веке была заселена славянскими племенами, о чём свидетельствуют Балашихинские курганы и городище. На территории района находится более 350 курганных захоронений кривичей и вятичей, наиболее крупные из которых — Акатовские, Дятловские и Милетские.
Развитие поселений на территории округа началось с появлением дороги, ведущей из Москвы во Владимир и далее в Сибирь. Дорога эта имела печальную славу – по ней в Сибирь гнали ссыльных и каторжан. «Владимирка кандальная», называли ее в народе. Рядом с дорогой селились люди, образовывались деревеньки, превратившиеся ныне в крупные микрорайоны города, но сохранившие свои прежние названия – Горенки, Акатово, Кучино, Реутово, Купавна, Никольско-Архангельское, Пехра-Яковлевское. Владимирская и Носовихинская дороги были местом не безопасным. Конные обозы постоянно подвергались нападениям разбойных людей - в основном беглых крепостных крестьян, которые скрывались в лесах и промышляли разбоем, вероятно по этой причине деревня Александровка, которая располагалась в здешних местах, с начала 19 века стала называться Обираловкой.
Наиболее древняя часть нынешнего города — Новский квартал (до 2004 года деревня Новая). Она впервые упоминается в Докончальной грамоте великого князя Московского и Владимирского Семена (Симеона) Ивановича Гордого с братьями, датируемой 1350—1351 годами, как «село Новое на Купавне». Возникшие впоследствие сёла Пехра-Покровское и Пехра-Яковлевское получили названия по племени, жившем здесь во времена Владимирской Руси. Впервые Пехряне (Похряне) упоминаются как великокняжеская волость в духовной грамоте великого князя Московского и Владимирского Ивана Ивановича Красного (Кроткого) 1358 года. В 1380—1381 годах северо-восточная часть волости была променяна великим князем Дмитрием Ивановичем Донским Кремлёвскому Чудову монастырю.
Деревни и прилегающие к ним земли принадлежали разным владельцам, среди которых наиболее известными являются Долгоруковы и Разумовские, владевшие в разное время усадьбой Горенки, и Голицыны – хозяева Пехра-Яковлевской в течение 200 лет. Князь Иван Николаевич Трубецкой в 1830 году основывает фабрику в местечке Блошиха (ныне «БХПФ»). Эту дату можно считать первым днем рождения города.
К концу XIX века район превращается в промышленный пригород с сильно развитой дачной индустрией.
В Салтыковке отдыхают такие известные люди, как Исаак Левитан, Андрей Белый, Георгий Алексеев, Игорь Грабарь, Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. Балашиха привлекает их своей красотой, обилием зелени, водоемов и близостью к Москве. В середине 19 века в районе Обираловки прошла Нижегородская железная дорога, и станция в 23 км. от Москвы также получила название Обираловка, вокруг станции начал разростаться одноименный поселок. Наличие железнодорожной станции сделало эти места еще более привлекательными для дачников. Именно близость к столице приводит к тому, что район выделяют в особую группу районов, хозяйственное и культурное развитие которых должно быть связано с интересами Москвы.
Балашиха начинает бурно развиваться, приобретая современный индустриальный облик.
В годы первых пятилеток в Балашихе развиваются новые отрасли тяжелой промышленности: авиастроение, машиностроение, химия. В 1932 г. начинает возводиться гигант авиационной промышленности – 120 завод (ныне ОАО «БЛМЗ»), а в 1938 г. строится Ново-Московский автогенный завод (впоследствии Кислородный, ныне ОАО «AGA»).
В эти годы появляется и автокрановый завод, калориферный завод,
Рост промышленности сопровождается увеличением численности населения и расширением территориальных границ. В 1939 году 19 сентября Балашиха получает статус города. Это наш второй день рождения. В 1939 году станция и полелок Обираловка переименованы в станцию и поселок Железнодорожный. В мае 1941 года Балашиха получает еще одно «повышение по службе» – становится районным центром. В 1952 году поселок Железнодорожный преобразован в город. В 2014 происходит объединение Балашихи и Железнодорожного, последний входит в состав Балашихи.
В период Великой Отечественной войны все предприятия района работали на нужды фронта, в школах организовывались госпитали. Из 40 тыс. человек, живших в довоенной Балашихе, более 9 тысяч не вернулось с полей сражений. Среди них был и И.А. Флеров – командир первой батареи «Катюш». В настоящий момент его имя носит улица нашего города, на доме, где он жил, висит памятная доска (уже вторая по счету), а в школе № 3 им. И.А. Флерова создан музей боевой славы. После победоносного завершения войны предприятия района вновь перешли на выпуск гражданской продукции. Город активно восстанавливали, строили новые дома, микрорайоны. Внешний вид Балашихи постепенно приближался к современному.